Дорогие друзья,
Все ограничения внутри префектуры Окаяма (там находится монастырь Согэндзи) сняты. В скором времени и другие префектуры с большими городами поступят так же, и люди смогут свободно передвигаться внутри своей префектуры.
Все еще много людей заболевает, и много людей умирает от этого вируса, но, похоже, рост начинает замедляться, пандемия входит в другую фазу.
Но, тем не менее, мы не можем позволить своей энергии спадать, иначе это принесет смущение в наши умы. Особенно те, кто все еще в изоляции, кто должен соблюдать социальное дистанцирование, все еще находятся в сложной ситуации. Пожалуйста, возьмите за основу огромное и всеохватное состояние ума.
Бодхисаттва Манджушри и еще 84 000 бодхисаттв пришли навестить Вималакитри. Вималакирти подготовил свою комнату, и чтобы все могли в ней поместиться, он вынес все из комнаты, размером в девять квадратных метров. В этой комнате стояла его кровать, в которой он лежал. Размер его комнаты соответствует в точности размеру традиционной комнаты для японской чайной церемонии. В традиционной чайной церемонии может участвовать всего лишь несколько человек, так чтобы все вместе могли насладиться чашей вкуснейшего чая. Хозяин подготавливает комнату и аксессуары чайной церемонии в соответствие с тем, кто будет гостем.
В чайной комнате, подобно комнате Вималакирти, нет ничего лишнего. В нише токонома вешается каллиграфический свиток со словами Будды. В очаге горит уголь, дающий немного тепла, вода в чайнике кипит и издает мягкий звук. Один единственный цветок, готовый вот-вот распуститься, украшает нишу токонома, по комнате разносится тонкий аромат благовоний. Здесь не поднимаются обычные мирские темы, вместо этого, спокойная умиротворенность в атмосфере комнаты, наслаждение чашей чая.
Когда люди, живущие в обществе, слышат об этом, это может показаться чем-то странным. Но находясь в такой ситуации, человек может остро почувствовать, как он живет прямо здесь и сейчас, почувствовать свою собственную жизненную энергию. Слова каллиграфии наполняют все глубоким смыслом, цветок, что вот-вот распустится, показывает жизненную энергию в самом наполненном ее виде. Аромат благовоний очищает ум, а чай смягчает горло. Это то состояние, когда мы полностью живы. Мы не пришли откуда-то, мы не идем куда-то. Мы живы прямо здесь и сейчас.
Когда Манджушри вошел в комнату Вималакирти, он сказал: “Твой дом невероятен! Когда я входил, я не чувствовал, что вхожу. Когда я встречаю тебя, то нет и намека на дуалистичную идею о встрече. Лишь переживание огромного состояния ума, это все, что здесь есть”. Вималакирти ответил: “Это твоя мудрость Манджушри”.
Это пробуждение в дзэн. Нет никакой нужды представлять в своей голове что-то особенное, лишь вернуться к простому опыту переживания жизненной энергии. Вот где мы чувствуем всеохватность ума, когда можем просто в этом находиться. Это называется дзэн.
Чайная комната размером девять квадратных метров, она может вместить примерно шесть человек, но когда они сменяют друг друга, то тысячи людей могут пройти через комнату, и там не будет тесно. Важно то, чтобы каждый смог испытать это огромное состояние ума.
Посмотрите на свой дом, много ли лишних вещей у вас вокруг? Можете ли вы сделать ваше жилище более простым? Так, чтобы в своей комнате вы могли бы испытать свою жизненную энергию напрямую? Вот что очень важно.
Когда мы сидим в дзэндо, мы ощущаем это огромное пространство вокруг нас. И мы сидим. Мы можем сидеть таким образом, как если бы весь мир успокаивал и выравнивал наш ум. Нет нужды усложнять все мыслями о том, как не думать, лишь естественно сидеть и видеть мир, как свой собственный ум. Это и есть дзадзэн. Один человек спросил: “Если я не думаю во время дзадзэн, то как я могу действовать из такого опыта и помогать другим?”. Такие вопросы возникают лишь тогда, когда вы смотрите на дздазэн из интеллектуального понимания. Отпустить все посторонние мысли, тогда очищенный ум дзадзэн функционирует подобно зеркалу. Никакие идеи не добавляются к тому, что отражается, к тому, что мы переживаем, как самих себя.
Когда такое происходит, то зеркало видит грустного человека и чувствует эту грусть, как свою собственную. Радостный человек наполняет нас радостью, ребенок делает нас ребенком. Когда мы не держится за свои идеи, мы становимся каждым мгновением, которое мы испытываем. Каждый момент это истина. В этом великая ценность дзадзэн.
Мы остаемся недвижимы в своем уме, тогда наши органы чувств чисто воспринимают этот мир. Когда Будда увидел утреннюю звезду, он стал одним с ней, в той утренней звезде Будда испытал свою собственную истину. Хакуин дзэндзи услышал утренний колокол как свою истину. Рэйун осё пробудился увидев цветущий персик. Когда мы не добавляем своих идей к опыту, к восприятию, тогда каждая встреча становится истиной. Вот как глубоко мы можем все воспринимать.
Это наш дзадзэн. Вернуться к состоянию ума свободному от суждений и идей. Размер чайной комнаты лишь 9 квадратных метров, но вся вселенная может в ней уместиться. Все люди на планете могут найти себе в ней место. Но когда мы воспринимаем все лишь интеллектуально, это не срабатывает.
Когда мы работаем во время саму (рабочий период в дзэн монастырях), мы собираем траву, камни, ветки, и, выкидывая их все вместе, мы превращаем их в просто мусор. Но если взять каждый элемент отдельно, как они есть, мы можем дать жизнь каждому из них. Трава станет удобрением, как и опавшие листья. Камни могут пойти на укрепление мест, откуда водой вымыло часть конструкции, песок может заполнить небольшие дырки. Если так ко всему отнестись, то в итоге, ничего не придется выкидывать, ничего не останется. Если вы не видите ценность каждой конкретной вещи, тогда вы окажетесь посреди горы мусора.
Нет ничего лишнего, все может пригодиться. Это то, как наш огромный ум может видеть вещи насквозь, это использование нашей мудрости. Дзадзэн не имеет отношения к праздным спекуляциям, дзадзэн это о том, чтобы претворять все в действие. Возвращать вещи на свои места. Вот как каждая вещь становится важной. Это мудрость людей прошлого, которую мы изучаем, благодаря которой мы знаем, на собственном опыте, как мы можем действовать в обществе. Дзадзэн это не какой-то пейзаж, но он включает в себя силу действовать в соответствие с возникающей необходимостью. Тогда наша повседневная жизнь становится так же выражением нашего огромного ума.