Инфо о регулярных занятиях находится на странице
Основы практики дзэн
Внешняя форма дзэн практики отличается в зависимости от того, в каком именно мероприятии вы участвуйте — еженедельном дзэн занятии, локальном ретрите (мини сэссине), или же в большом ретрите (оо-сэссин) в монастыре.
Далее, будут изложены основные правила для каждого из этих случаев. Также, вы познакомитесь с общими рекомендациями, как именно практиковать концентрацию в дзадзэн, как принимать правильную позицию, как практиковать дзэн в обычной жизни.
Основные правила для еженедельной практики дзэн
- Одежда — одевайтесь так, чтобы вам было удобно сидеть со скрещенными ногами на подушке, постарайтесь подобрать неяркую одежду, желательно темных тонов.
- Обязательно отключите ваш мобильный телефон на время практики.
- Не разговаривайте в зале для практик (дзэндо) после того как началось занятие и до момента его завершения, за исключением случаев крайней необходимости.
- Не кладите ваши личные вещи (сумки, часы, телефоны, одежду) рядом с вашим местом, убирайте все в сумку и оставляйте в месте, для этого предусмотренном.
- Если вы опоздали (даже на несколько минут), не заходите в дзэндо, дождитесь окончания первого периода практики, зайдите только после того, как проводящий закончил период (два удара в клакетки).
- Приходите на занятие так, чтобы за 5 минут до начала практики вы уже сидели в позе дзадзэн на своем месте. Если вы собираетесь прийти на практику в первый раз — заранее свяжитесь с одним из нас, вам необходимо прийти хотя бы на 15 минут раньше, чтобы получить разъяснения.
- При входе в дзэндо сделайте короткий поклон в зал (простирания делать не нужно), в позиции ГАССЁ (ладони сложены) пройдите на свое место, поклонитесь лицом в зал и сядьте в позицию дзадзэн.
Порядок проведения регулярного (еженедельного) занятия дзэн
Порядок проведения повседневных занятий может несколько отличаться в зависимости от места, однако в целом, правила и распорядок похожи. Обычно это два периода дзадзэн по 25 минут с перерывом 2 минуты на смену позиции, затем кинхин (медитация в ходьбе), затем цикл из двух периодов повторяется (итого четыре периода дзадзэн). В конце занятия чтение сутр, а затем общая беседа, когда вы можете поделиться своими ощущениями или задать вопросы.
Основа дзэн практики — дзадзэн, сидячая медитация. Дзадзэн включает в себя определенную позицию, внутри традиции существуют определенные требование к физической позе, и то, как именно вы сидите, безусловно влияет на вашу медитацию. Поэтому ведущий обязательно объяснит вам какая рекомендации к позе являются наиболее важными и полезными, расскажет про технику дыхания, которая использует в нашей школе, как базовый метод практики (метод Сусокан).
СТАТЬЯ — как сидеть дзадзэн и концентрироваться — выстраиваем позицию, используем метод СУСОКАН
Период дзадзэн — начало и окончание
После того, как все сели в позицию дзадзэн, проводящий (дзикидзицу) ударяет в клакетки один раз, а потом четыре раза звонит в колокольчик. Один удар в клакетки означает начало периода дзадзэн, после этого двигаться не следует. Период начался. В течение периода ведите себя максимально тихо — не дышите шумно, не двигайтесь.
Если вам совершенно необходимо сменить позу и вы решили, что другого выхода просто нет, то тихо поклонитесь в зал (гассё) и, по возможности бесшумно, смените позу. Вы, также, можете тихо встать перед своим местом и остаться так до конца периода, медитируя стоя. В этом случае вам необходимо держать руки в позиции СЯССЮ (на солнечном сплетении правая ладонь снизу, левая сверху). Если вы встали, не садитесь до конца периода.
Мы рекомендуем сидеть в классической сидячей позе со скрещенными ногами ( позу лотоса или полу-лотоса принимать не обязательно), но, при наличии физических ограничений вы можете практиковать дзадзэн на коленях (сэйдза), стоя, сидя на стуле или сидя на специальной скамеечке.
Короткий 2-х минутный перерыв между периодами дзадзэн
Окончание периода: дзикидзицу звонит один раз в колокольчик и дважды ударяет в клакетки, это и есть сигнал завершения периода, после которого вам нужно сделать поклон в зал, после чего, вы можете сменить позицию ног или встать и постоять минуту, чтобы вытянуть ноги (пожалуйста, не двигаетесь до того, как услышите сигнал клакеток). Если вы хотите вытянуть ноги сидя, то развернитесь к стене — не вытягивайте ноги в зал. Во время еженедельных практик этот перерыв короткий, буквально пару минут. После короткого перерыва вновь примите позу для дзадзэн. После того как дзикидзицу ударил в клакетки, обозначая начало следующего периода, не двигайтесь.
Кинхин
После каждых двух периодов дзадзэн делается КИНХИН — 5-10 минутный период ходячей медитации (это не перерыв, а продолжение практики в другой форме!). После двух ударов в клакетки (окончание периода) проводящий объявляет КИНХИН, только после этих слов вы можете поклонится и потом встать (руки в позиции СЯССЮ). Затем, когда все встали, дзикидзицу делает поклон в зал и все одновременно с ним также делают поклон, (после поклона руки возвращаются в позицию СЯССЮ). После поклона дзикидзицу начинает движение (обычно по часовой стрелке по периметру зала), собирая за собой практикующих в том порядке, в каком они сидят в дзэндо. Как только пришла ваша очередь, просто начинайте движение за вашим соседом, держа руки скрещенными на груди (в СЯССЮ), при этом, пожалуйста, держите интервал 1.5 метра до впереди идущего и не срезайте углы (делайте полный круг).
Если ваши ноги затекли и вы не можете двигаться — оставайтесь стоять на месте, как только вы сможете начинать движение, дождитесь своего соседа за которым вы должны идти, сделайте быстрый поклон тому, перед кем вы занимаете место (тот кто будет двигаться после вас) и займите свое место в процессии. Сделайте это очень быстро, чтобы не замедлить движение.
После того как дзикидзицу остановился на своем месте, вся процессия продолжает движение (каждый идет до своего места, где останавливается, стоя лицом в зал). После того как последний участник процессии остановился, дзикидзицу ударяет в клакетки, после чего все садятся в позицию дзадзэн. Далее начинается следующий цикл из двух периодов дзадзэн, в точности повторяющий предыдущий.
Чтение сутр
После того как завершился цикл из двух последующих периодов дзадзэн, начинается завершающий этап практики — чтение сутр. После двух ударов в клакетки (завершение заключительного периода) вы можете быстро сменить перекрест ног, после чего достаньте свои сутры и положите их перед собой. Сутры традиционно держат в руках, на уровне глаз. Все читают сутры в одном ритме в полном соответствии с ритмом, задаваемым деревянным ударным инструментом МОКУГЁ. После окончания чтения сутр все встают и делают три простирания САМПАЙ.
Завершающая часть занятия
После того как сделаны простирания вы садитесь на подушку. Теперь вы можете сесть в свободной, удобной для вас позе. После того как об этом объявил дзикидзицу вы можете задать вопросы, поделиться своим опытом (ощущениями) или предложить тему для обсуждения. Пожалуйста, задавайте вопросы и поднимайте темы, имеющие отношение к нашей практике. После того, как эта часть завершится, наше занятие заканчивается. Все встают убирают свои вещи (подушки, футоны) переодеваются и помогают, если это нужно, убрать все остальное.
Выход из дзэндо
После окончания практики вы встаете со своего места, делаете поклон в зал, переводите руки в позицию СЯССЮ и в этой позиции идете к выходу. У выхода вы разворачиваетесь лицом в зал, делаете завершающий поклон и выходите из дзэндо.
СТАТЬИ этого раздела
- Как сидеть дзадзэн и концентрироваться — выстраиваем позицию, используем метод СУСОКАН
- Что есть Дзадзэн (текст Сёдо Харада Роси)
- История образования нашей Сангхи
- Основные правила для Сессина (Ретрита)
- Сутры которые мы читаем во время еженедельной практики
- Сутры которые используются в монастыре Согэндзи
- Литература — что почитать на тему Дзэн Практики
- Краткая история школы Дзэн в Японии