Основные правила для сессина (ретрита)

zendo_sitting.jpg

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕССИНА (РЕТРИТА)

Правила устанавливаемые во время сессинов могут существенно отличаться в деталях в зависимости от места и условий проведения практик, однако, есть общие правила обязательные для выполнения, в каком бы месте вы не оказались, они, скорее всего, будут одинаковыми.

Самое главное, что нужно усвоить — все перечисленные ниже правила абсолютно обязательны для исполнения, вне зависимости от того, насколько они вам нравятся или не нравятся или, возможно, не кажутся важными.

Общие правила

Во время сессина вы не должны разговаривать без крайней необходимости (например во время САМУ (работы) или, если возникла угроза безопасности — вас или окружающих, например, вы сильно заболели, вам или другому срочно нужна помощь и т.п.).

Во всех других случаях вы не должны разговаривать вовсе, даже во время перерывов или после того, как все пошли спать. Также, вы не должны использовать смартфоны или компьютеры — за исключением случаев крайней необходимости.

Не допускается НЕ участие в каких-либо мероприятиях сессина (вы не можете отказаться от участия в церемонии еды, йоги или цигун).

Болезнь —

Если вы простудились, то не игнорируйте этот факт, позаботьтесь о соседях — носите повязку. Также, если вам стало очень плохо и вы совершенно уверены, что участие в практиках несет угрозу вашему здоровью — предупредите дзисярё, он скажет о вашей проблеме дзикидзитсу, после чего будет принято совместное решение о том, что делать дальше.

Сильный физический или психологический дискомфорт, если это не несет угрозы безопасности для вас, не является показанием для того, чтобы не принимать участие в мероприятиях сессина. При этом, вы всегда можете принять свое собственное решение и покинуть сессин.

Пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что если вы не выполняете неукоснительно все требования — вас могут попросить покинуть сессин.


Вход и выход из дзэндо

Дзэндо это зал, где проходит практика дзадзэн,  место предельной концентрации, и оно может быть использовано только в трех случаях: дзадзэн, кинхин и сарэй.

Практику дзадзэн проводит дзикидзицу, он ответственен за поддержание гармонии и концентрации в дзэндо. Все участники должны всегда следовать указаниям дзикидзицу. В дзэндо не должно быть никаких разговоров,  говорить дозволено только Роси, дзикидзицу и дзисярё.

Пожалуйста, не приносите с собой в дзэндо никаких личных вещей( книги, ручки, кошельки, украшения, часы и тп). На месте где вы сидите не должно быть абсолютно никаких вещей, кроме футона, подушки (дзафу) и сутр. Не надевайте яркую и обтягивающую одежду. Рукава должны, как минимум, закрывать локти. Одежда — ни носки, ни шапки, ни одеяла не допускаются. Даже если вам очень холодно или, напротив, жарко — на закрывайте и не открывайте окна, это могут делать только дзисярё.

Когда вы входите в дзэндо, войдите внутрь и сразу же, перед тем, как пойти к своему месту, сделайте глубокий поклон, руки должны быть сложены в гассё: (руки сложенны ладонями друг к другу  на уровне груди. Этот жест выражает принятие с почтением). Перед тем, как сесть на свое место, сделайте еще один глубокий поклон лицом в дзэндо.

Когда вы выходите из дзэндо отдельно от других, встаньте, снова сделайте поклон лицом в дзэндо, а затем, держа руки в сясю (левая рука лежит на правой перед грудью, этот жест означает внутреннюю концентрацию), идите к выходу из дзэндо. Перед дверью повернитесь лицом в дзэндо и еще раз сделайте глубокий поклон перед тем, как покинуть дзэндо.

Когда вы входите или покидаете дзэндо во время различных совместных действий, таких, как кинхинсандзэн или тэйсё, не нужно кланяться у дверей ни во время входа, ни во время выхода. Ваши руки всегда должны быть сложены в гассё, когда вы входите в дзэндо до того момента, пока вы не подошли к своему месту, и в сясю, когда вы покидаете дзэндо.

Пожалуйста, не входите и не выходите из дзэндо во время дзадзэн, за исключением тех случаев, когда вы идете на сандзэн или возвращаетесь с сандзэн. Во время периода дзадзэн не двигайтесь и не создавайте никакого шума. Во время перерыва или во время кинхин, вы можете войти или выйти из дзэндо. Если у вас болят ноги, вы можете в перерыве встать, чтобы вытянуть ноги. Пожалуйста, не вытягивайте ноги в сторону алтаря или сидящего напротив вас человека.

Кинхин (經行, медитация ходьбы)

После каждого часа практики (обычно два периода дзадзэн)  дзикидзицу объявляет кинхин. Все участники должны сделать поклон со сложенными в гассё руками и немедленно встать. Как только все участники встали, вслед за дзикидзицу, все вместе делают поклон. Пожалуйста, держите руки во время кинхин в сясю. Не оставляйте свободное пространство между собой и тем, кто идет впереди. Если вам нужно выйти в туалет, покиньте линию кинхина и идите в туалет, предварительно поклонившись тому, кто идет вслед за вами. После того, как освободитесь, немедленно снова присоединитесь к кинхин, вновь поклонившись следующему за вами соседу.  Разговоры, чай, упражнения во время кинхин запрещены.

В конце кинхин пройдите к своему месту с руками, сложенными в гассё (если кинхин происходит полностью в дзэндо, то делать гассё не нужно) и ждите на своем месте с руками, сложенными в сясю. Когда все вернулись в дзэндо, все вместе делают поклон и садятся.

Сампай (三拝, три простирания) 

Обычно делается в конце утренних сутр и в завершение вечерней медитации. На русский обычно переводится, как три простирания. Выполняется это следующим образом:

Встать, руки в гассё – один глубокий поклон – затем вновь выпрямиться – сделать простирание на коленях – руки, ладонями к верху, поднять на высоту ушей – опустить руки обратно на пол – подняться с коленей и выпрямиться, руки в гассё. Сделать так всего три раза и завершить глубоким поклоном с руками в гассё.

Такое простирание означает подъем ног Будды над головой того, кто делает простирание. Также это простирание перед нашей собственной природой будды.

Сутры

Во время чтения сутр мы сидим в позиции дзадзэн.

Читайте сутры глазами,  а не только губами, тогда вы сможете, соединившись с ритмом мокугё, отдать вашу жизненную энергию в качестве подношения для всех людей.

Когда мы читаем сутры от всего сердца, низким голосом, идущим из тандэна, наша истинная природа сияет, и не возникает ни одной ненужной мысли, так как мы отсекаем дуалистичное мышление и концентрируем наш чистый, спокойный ум на самадхи сутр. Мы читаем, исполненные благодарностью, и подносим нашу практику, как подношение всем учителям, что были до нас.

Самое важное для начинающих

Внимательно наблюдайте за теми, кто уже практикует на протяжении долгого времени, и кто может служить для вас примером. Лишь смотря, как они себя ведут и как поступают, вы сможете понять, как следовать правилам. Тогда не понадобятся никакие объяснения.

В чем смысл нашей практики?

Я не делаю практику (яп. сю:гё:, 修行).

Моя практика – это подношение чистого, ясного, изначального ума всему обществу. Мы практикуем, чтобы очистить этот чистый ум. Мы отсекаем наши дуалистичные мысли и все эгоистичные чувства, чтобы освободить их энергию для реализации нашей истинной природы. Мы не отсекаем свои мысли и чувства из-за того, что они плохие или чтобы стать лучше, или чтобы решить свои проблемы. Мы лишь проглатываем их полностью, без суждений, так, что понемногу мы можем реализовать тот чистый, ясный ум, чтобы отдать его всем людям, страдающим в обществе. Это чистое, ясное сердце – единственное, что мы можем действительно дать другим.

Эта практика очень таинственна: благодаря сдвигу фокуса с попыток решить свои проблемы, к их простому проглатыванию, чтобы отдать чистый ум всем, кого мы встречаем, понемногу эти серьезные проблемы постепенно исчезают. Это проглатывание не отречение, это их распознавание и поглощение на совершенно ином уровне, и отдача себя для реализации этого чистого ума. В благодарность всем учителям и патриархам, кто прошел этот путь до нас и показал его нам, мы отдаем сегодняшнюю жизненную энергию в эту практику.