Дорогие друзья,
Сидите каждый день дзадзэн? Это важная часть вашей жизни?
Дзадзэн это не просто форма сидячей медитации, все движения в течение дня это дзадзэн. Этому нас учил еще Будда. Сидеть — это дзэн, стоять — это дзэн, все пять позиций, которые наше тело принимает в течение дня, это дзадзэн.
После своего пробуждения Будда учил своих учеников на протяжении 49 лет, без единого дня отдыха. Бодхидхарма в возрасте 140 лет отправился в Китай. Не останавливаясь ни на мгновение, учителя древности передавали свой опыт людям. Не только опыт сидячего дзадзэн, но практики в течение всего дня. Не терять это состояние ума дзадзэн в повседневной жизни, вот как школа дзэн смотрит на практику. Школа дзэн берет и использует каждое мгновение дня как дзадзэн. Для этого мы должны хорошо понимать свой внутренний центр, не терять его, подобно приему топспин в теннисе. Когда мяч удерживается сбалансированным на одной точке, то он может свободно лететь в любом направлении. Так же это работает и для нас. Когда мы переполнены посторонними мыслями, мы теряем естественное течение ума. Это называется смущением или заблуждением.
Сидеть дзадзэн, говорить, быть в тишине — все это дзадзэн. Мы можем выполнять любые виды работ, при этом оставаться сцентрированными в своем уме с утра до ночи. Не теряя своего центра, мы не останавливаемся ни на чем. Тогда и наше тело реагирует и действует в соответствии с этим. Это называется Дзэн. Если мы полагаем, что это все о сидении, то как только мы начинаем двигаться, мы легко теряем свою внутреннюю сущность. Мы можем пребывать в тишине, когда мы сидим, но как только начинаем двигаться, то оказываемся движимы внешними импульсами. Если мы впадаем во внутренний шум, это не дзэн.
Мы просто сидим, чтобы пережить самую основу нашего ума. “Дзэн в движении (повседневные дела) превосходит сидячий дзэн в 10 000 раз”. Дзадзэн это не только о том как сидеть, но и когда мы работаем, не терять свой внутренний центр — это и есть дзэн. Не только в дзэндо, но в нашей повседневной жизни, не застревать на форме; когда мы в миру, не терять этот центральный фокус.
Пожалуйста, не упускайте важность этого. Проверяйте, насколько живой ваш дзадзэн. Очень важно оставаться сцентрированным в своей повседневной жизни.
То, как мы засыпаем ночью, это начало нашего дня. Наш сон оказывает огромное влияние на нас. Когда мы идем спать, мы должны быть в огромном, широком состоянии ума; ложимся лицом вверх, ноги немного раздвинуты, ощущаем, как огромная вселенная обнимает нас. Подобно тому, как наша мама держала нас в своих руках, когда мы были маленькими, когда мы могли полностью довериться этому состоянию быть объятым, и с этим огромным доверием мы засыпаем. Не заставляем себя заснуть, а засыпаем естественным образом, не тянем за собой все то, что случилось за день. Но и не пребываем в состоянии полного измождения, когда мы просто отключаемся, вместо этого — пребывая в огромном, широком состоянии ума, отдыхаем глубоко. Это та повседневная привычка, которую мы можем натренировать. То, как мы засыпаем, этого никто не знает лучше нас самих, и мы должны относиться к этому внимательно. Наше состояние ума должно быть огромным и преисполненным доверия. Не будьте самокритичными или злыми по отношению к себе, не судите себя, лишь полностью доверьтесь. Нет нужды ни о чем думать, когда вы засыпаете.
Если мы тянем все множество мыслей и эмоций дня в свой сон, то мы наносим огромный урон своему уму. Этого мы не должны делать. Когда такое происходит, мы не сможем проснуться с хорошим ощущением. Мы можем проверить себя когда мы просыпаемся. Если мы просыпаемся быстро, чувствуем легкость и ясность, значит мы действительно спали. Если вы хотите просыпаться свежими, то обратите внимание на то, как вы засыпаете.
Не тащите все события дня, мысли, эмоции в свой сон. Это важный момент дзадзэн. Если мы просыпаемся свежими, то и наш день продолжается таким же образом, мы можем отвечать на все, что приходит, ясно и легко. То, как мы спим ночью, показывает, как мы наполняем жизнью наш дздазэн.
Пожалуйста, отнеситесь к этому со всем своим вниманием. Нельзя прикладывать усилия лишь сидя на подушке. Но, в то же время ,мы не должны пытаться ни о чем не думать, нужно лишь пережить эту огромность нашего ума.
Пожалуйста, какой бы ни была ситуация в мире, не позволяйте состоянию вашего ума оказаться под внешним воздействием.